FM-радио

Рубрика «Толерантность − культура диалога»🗣

Сложная, многоплановая, полифункциональная деятельность социальных работников постоянно выдвигает требование «быть с веком наравне», так как динамичность💥, нестабильность, неординарность социальных🖐🏻, нравственных явлений и ситуаций в современном обществе вызывает острейшую потребность в повышении профессиональной компетентности, усиливает значимость личностно-профессионального потенциала роста в своей деятельности☺.
В целом толерантность воспринимается как положительное качество, но оправдано это далеко не всегда. К примеру, требовательность (но не придирчивость!😏) – это проявление небезразличия (родителей, начальника, инструктора) к качеству и стилю поведения индивида (обучаемого, подчиненного)🤓.
Следовательно, определенная мера интолерантности тоже необходима – важно лишь, чтобы это не была интолерантность к таким особенностям индивида👩‍🦱, изменить которые не в его силах (расовая, национальная принадлежность, внешний вид и т. д.).

✅В настоящем исследовании под толерантностью мы понимаем готовность индивида к проявлению терпимости, принятию и уважению Другого, обеспечивающую культуру профессиональной деятельности и наиболее гармоничное самоосуществление в ней.
✅Мы считаем, что толерантность социального работника – это готовность воспринимать отличающиеся от его собственных убеждения, образ жизни, характер поведения и особенности субъектов взаимодействия.
✅Наиболее общие (базовые) характеристики социальных работников: способность обеспечить допустимое и целесообразное посредничество между личностью, семьей, с одной стороны, и общественными структурами – с другой; выполнять своеобразную роль «третьего человека», связующего звена между личностью и микросредой, между детьми и взрослыми, семьей и обществом; умение влиять на общение, отношения между людьми, на ситуацию в микросоциуме, стимулировать, побуждать клиента к той или иной деятельности; умение работать в условиях неформального общения, оставаясь за спиной, в позиции неформального лидера, помощника, советчика, способствующего проявлению инициативы, активной субъектной позиции клиента; способность соучаствовать, сопереживать клиенту в решении его проблем; умение строить взаимоотношения на основе диалога, на равных; коммуникабельность, экстравертность.
✅Исходя из того, что главной целью социальной работы считается «забота о благосостоянии и раскрытие возможностей личности, семьи и общества», социальную работу правомерно рассматривать как личностную службу помощи людям. Такая помощь необходимо предполагает высокий уровень толерантности социального работника, поскольку решить многофункциональные задачи, проблемы профессиональной деятельности возможно лишь установив диалог, сотрудничество и проявив уважение к нравственным ценностям клиента.

☺20 февраля – это Всемирный день социальной справедливости. Он был учреждён в 2007 году Генеральной Ассамблеей ООН. Традиционно в этот день проводятся: семинары, лекции просветительской направленности, выступления чиновников с докладами о проведении правительственных программ, конференции, происходит сбор средств на помощь нуждающимся людям. Также публикуются материалы, которые могут рассказать о жизни представителей различных слоёв населения. Этот праздник объединяет людей с разными физическими и материальными возможностями. В этом году праздник будут справлять и жители России.

💚Социальное неравенство чревато проблемами в здравоохранении, образовании, экономике и других сферах человеческой жизни. Чтобы обратить внимание чиновников на социальную несправедливость был учреждён этот праздник, который стал международным. В специальной резолюции Генеральной Ассамблеей ООН признана: «Необходимость дальнейшего наращивания усилий международного сообщества в области искоренения нищеты, обеспечения полной занятости, достойной работы, равноправия мужчин и женщин, социального благосостояния и социальной справедливости для всех.»

💚Рассматриваются программы трудоустройства, пенсионного обеспечения и предложения по совершенствованию законодательства. Средства массовой информации в эфире показывают сюжеты, которые посвящаются представителям общества с разными возможностями. В празднике принимают участие люди, которые против любой социальной несправедливости. Они выступают за толерантное отношение друг к другу и взаимопомощь. В таких мероприятиях участвуют: активисты благотворительных фондов, представители политических организаций, работники социальных служб, участники профсоюзов, общественные и государственные учреждения, правоведы. Впервые праздник отметили в 2009 году.

💚Есть также интересные факты, связанных с таким понятием, как «справедливость». Со времен Аристотеля принято выделять два вида справедливости: уравнительную и распределительную. Первая относится к действиям людей и требует эквивалентности труда, его оплаты, ценности предметов. Вторая устанавливается по определенным критериям. За чувство справедливости отвечают участки мозга, связанные с эмоциональной сферой человека.Чувство сформировалось на генетическом уровне в процессе племенного развития человека, давая преимущество в выживании.

😎Сегодня в рубрике мы расскажем
вам, какие благие цели в себе несёт такое понятие, как толерантность.
Одной из важнейших целей современного образовательного процесса, в том числе в рамках системы высшего профессионального образования, выступает формирование и развитие толерантности, толерантного сознания в поликультурном пространстве. Формирование толерантности сегодня выступает одной из сложнейших проблем современного образования.
👍🏻Образовательная сфера, являясь частью общества, ответственна за формирование толерантной личности, нацеленной на диалогичность восприятия окружающего мира. Декларация принципов толерантности, провозглашенная ООН в 1995 года, признает приоритет в ее становлении именно за сферой образования. В связи с этим можно утверждать, что формирование толерантности – это важнейшая задача образования в XXI века.

✅В основе толерантности лежит склонность людей ко взаимной помощи, благодаря которой стало возможным выживание и прогрессивное развитие человечества. К данному выводу довольно легко прийти, если исследовать историю возникновения самых различных явлений культуры любого этноса. Даже элементарный здравый смысл подсказывает, что все основополагающие культурные ценности могут быть созданы только благодаря взаимной помощи людей, а не благодаря неприязни, враждебности или взаимной борьбе.

✅Толерантность как общественная ценность порождена существующими различиями в человеческих сообществах и проблемой уважительного отношения к этим различиям. Однако, как было отмечено ранее, различия бывают разные и, соответственно, отношение к ним тоже должно быть различным. Толерантный тип отношения к иным культурам и их носителям не предполагает безусловной к ним терпимости, особенно если взаимоотношения культуры имеют своим следствием углубление их неравенства. Особенно это очевидно в настоящее время — в эпоху глобализации.

✅В результате развития процесса глобализации формируется глобальное общество, основу которого составляют транснациональные взаимосвязи отдельных государств и культур, находящихся в различных условиях и в неравном положении. Это приводит не к выравниванию уровней развития разных стран или их культур, не к уменьшению различий между ними, а, напротив, к умножению и дальнейшему углублению различий и контрастов. В глобальном мегаобществе различия и контрасты на порядок превосходят те, которые присущи отдельным государствам или обществам.

Почему важно всегда оставаться толерантным ?
🔸Умение слушать и уважать мнение оппонента всегда высоко ценилось в обществе. Это навык, который облегчает жизнь и делает его приятнее. Толерантному человеку проще выстраивать отношения с коллегами, родными, друзьями. Она реже попадает в конфликтные ситуации и без проблем находит общий язык со всеми. Если преимущества этой добродетели такие очевидны, а недостатков достаточно и искать, почему иногда бывает так сложно позволить другим быть теми, кем они хотят?
🔸Психологи утверждают, что на пути часто становятся собственные убеждения относительно того, насколько хорошо мы знаем окружающих. Нам кажется, что мы понимаем мотивы их поведения, но при этом чувствуем, как сами остаемся для них загадкой, не показываем себя настоящих. Этот когнитивный феномен ученые назвали иллюзией асимметричной проницательности. «Я знаю о тебе все, и даже не старайся меня понять», — говорит внутренний голос.
🔺Как возникает проблема?

Каждый день мы играем разные социальные роли. Перед тем, как пойти на учебу или работу, приходится одевать определенную «маску» – студента, подчиненного, руководителя, преподавателя и тому подобное. Для общения с друзьями есть отдельный комплект. Наедине мы не похожи на тех, кем является среди своих ровесников.

🔺Так действуем не только мы сами, но и каждый, кто нас окружает. Поэтому глубоко познать другого человека благодаря ежедневному общению невозможно, можно лишь узнать об одной из ее «масок». Пары, которые прожили вместе несколько десятков лет, секретом крепких отношений называют то, что они никогда не относились предвзято друг к другу, а всегда находили неизведанные стороны партнера.

🔺Переход к общению в социальных сетях лишь усугубляет дело – жизнь напоказ уже стало нормой, однако никто не хочет анализировать последствия потери приватности. Что на самом деле происходит в жизни человека, пока она постит фото с котиками?
Результаты опросов подтверждают очевидный факт – большинство пользователей Интернета скрывают истинные страхи и желания за маской популярности и образом успешного человека. Тогда другие начинают казаться понятными, а собственные переживания становятся пропастью в согласии.

🖖🏻Толерантность в нашем мире 🖖🏻

😇Толерантность означает терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Таким образом, она связана со свободой инакомыслия в широком смысле этого слова, а не в том, который утвердился в политической сфере, близка к понятиям милосердия и снисхождения.

😇Важность этого феномена в современной жизни столь сильна, что в 1995 г. ЮНЕСКО была принята Декларация принципов толерантности, включающих уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности, гармонию в многообразии, направленность на достижение мира и содействие замене культуры войны культурой мира.

😇Толерантность выражает способность установить и сохранить общность с людьми, отличающимися от нас в каком-либо отношении. Разумеется, при этом надо иметь в виду, что существуют границы терпимости, т.е. наличие неких моральных пределов, позволяющих не смешивать толерантные отношения с вседозволенностью и безразличием к ценностям, питающим убеждения.

😃Виды толерантности😃
✅Естественная (натуральная) толерантность

Она подразумевает любознательность и доверчивость, свойственные и изначально присущие маленькому ребенку. Они не определяются и не определяют качеств его «Я», поскольку процесс становления личности, т.е. ее персонализации еще не привел к расщеплению индивидуального и социального опыта, к существованию обособленных планов поведения и переживания и т.д.

Наличие естественной толерантности позволяет малышу принимать родителей в любом виде, вплоть до крайне жестокого обращения с ним. В последнем случае она, с одной стороны, создает психологическую защищенность и позволяет сохранить позитивные отношения с семьей, но с другой – неизбежно невротизирует формирующуюся личность, снижая способность принятия себя, своего опыта, чувств и переживаний.

✅Моральная толерантность

Этот тип означает терпимость, ассоциируемую с личностью (внешним «Я» человека). В той или иной мере она присуща большинству взрослых людей и проявляется в стремлении сдерживать свои эмоции, используя механизмы психологических защит.

Здесь имеет место некая условность, т.к. человек не проявляет нетерпимость, которая у него имеется, но остается внутри. Ситуационной моделью сути такого отношения являются варианты типа «обстоятельства так складываются, что мне приходится вас терпеть, но…».

Подобная схема, к сожалению, является основой современных реалий массовой культуры и семейного воспитания. И конфликт поколений тоже происходит из проявляемой его участниками квази-терпимости по отношению к ценностным установкам друг друга.

✅Нравственная толерантность

В отличие от моральной, нравственная толерантность на языке специалистов предполагает принятие и доверие, которые ассоциируются с сущностью или «внутренним Я» человека.

Она включает как уважение ценностей и смыслов, значимых для другого, так и осознание и принятие собственного внутреннего мира, своих собственных ценностей и смыслов, целей и желаний, переживаний и чувств. Это дает личности преимущество не бояться и выдерживать напряжения и конфликты, миновать которые никому по жизни не удается.

Собственно, это и есть истинная, зрелая толерантность. Для оценки ее уровня
специалисты разработали соответствующие психологические портреты, используя несколько критериев. Они могут служить подсказкой и для желающих убедиться в собственной толерантности.

Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости». 👍🏻

В отличие от «терпимости» (терпеть − «не противодействуя, не жалуясь, безропотно переносить что-нибудь бедственное, тяжелое, неприятное»), толерантность − это готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. При этом даже в том случае, когда эти убеждения/взгляды тобою не разделяются и не одобряются. ✍🏻

Общие контуры проблемы:

❗В самом общем плане границы толерантности задаются характером или природой тех различий, с которыми ей приходится иметь дело. Простые различия нашего повседневного существования улаживаются такими душевными качествами, как великодушие, предупредительность, тактичность, вежливость. У воспитанного человека здесь вообще нет проблем. Его искренне радует многообразие красок и звуков жизни;

❗Толерантность появляется на уровне существенных различий. Не тех, естественно, которые задаются природой (цвет кожи, разрез глаз и т. д. ) и другими объективными обстоятельствами, а тех, на которые человек способен влиять, которые он может изменять и выбирать (убеждения, мысли, действия). В силу своей существенности они всегда бросают вызов участникам коммуникации; в силу своей социальной ценности они непременно требуют какой-то реакции, от них нельзя отмахнуться, на них нельзя не ответить. Толерантность развивается как культура бытия в негарантированном, сложном, насыщенном дифференциациями и сингулярностями в мире;

❗Дальнейшее углубление различий и рост связанного с этим напряжения делают востребованной терпимость. Как принцип и форма коммуникации терпимость демонстрирует цивилизованное сосуществование сторон, эффективный способ преодоления достаточно глубоких разногласий в отношениях между людьми. Превращая совместное существование в существование совместимое, она способствует возникновению и развитию очень здравой, по определению инструментальной культуры бытия.

👥Толерантность, на чем сходится большинство исследователей, непременно включает в себя неодобрение убеждений или действий партнера по коммуникации. Неодобрение может быть разным: идеологическим, интеллектуальным, эстетически-вкусовым и т. д., в случае же толерантного отношения оно обнаруживает свой исходный, моральный смысл, хотя речь идет об отрицательной оценке. Иными словами, толерантность является (объявляется) моральной ценностью, но при этом то, на что она направлена, добром (для участников коммуникации) не является.

👉🏻Говорят, толерантность – это когда не одобряют, но не вмешиваются. Непонятно, что мешает поступать несколько иначе: вмешиваться, но не одобрять само это вмешательство, полагая его, скажем, вынужденным? Можно предложить такое решение проблемы: не одобряю – значит, считаю неприемлемым для самого себя. Например, не одобряю насилие в семье. Другие пусть поступают, как хотят, но в моей семье его не будет. Позиция понятная и, на первый взгляд, вполне состоятельная. Но, если присмотреться, в ней легко угадать безучастность, равнодушие к окружающим, нежелание менять к лучшему мир, в котором мы живем, отступление перед злом, ибо морально неодобряемое есть зло.

🤳Внутренняя моральная противоречивость толерантности ни в коем случае не делает из нее нечто ленивое, трусливое и нечистоплотное. Толерантная мораль мыслится как некое возвышение над теми взглядами и убеждениями, которые вовлечены в человеческую коммуникацию. Врожденной предрасположенностью, традицией и привычкой тут явно не обойтись. Нужны «встречные» движения со стороны сознания, а также, разумеется, эмоций, чувств и воли претендующего на толерантность субъекта. Некоторые исследователи обобщают эти движения понятием «моральное размышление». На мой взгляд, более удачным является понятие, избыточное, то есть превышающее обычное требование, отношение. «Избыточное отношение» – обдуманный выбор, основанный на аргументах.

🗣Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют. Если в конкурентных процессах соперники просто пытаются опередить товарищ друга, быть лучше, то при конфликте делаются попытки навязать противнику свою волю, изменить его поведение или более того вообще устранить его. В связи с этим под конфликтом понимают попытку достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или более того уничтожения противника, стремящегося достичь того же вознаграждения Отдельные убийства или целая битва, угрозы, обращение к закону для воздействия на противника, создание коалиций для объединения усилий в борьбе — это всего лишь некоторые проявления социальных конфликтов.

😡Во многих случаях крайних проявлений социальных конфликтов их результатом становится полное уничтожение противника (например, Рим уничтожил Карфаген или американские переселенцы практически перебили некоторые племена североамериканских индейцев, враждующих с ними).

👊🏻В конфликтах с менее насильственной формой основная поставленная проблема враждующих сторон состоит в отстранении противников от эффективной конкуренции путем ограничения их ресурсов, свободы маневра, в снижении их статуса или престижа. Например, конфликт руководителя с исполнителями в случае победы последних может привести к понижению руководителя в должности, ограничению его прав по отношению к подчиненным, падению престижа и, наконец, к его уходу из коллектива.

🤜🏻🤛🏻Конфликты между индивидами чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни, в то пора как межгрупповой конфликт обычно носит безликий характер, хотя возможны и вспышки личной неприязни.

💪🏻Возникший конфликтный процесс трудно остановить. Это объясняется тем, что конфликт имеет кумулятивную природу, т.е. каждое агрессивное действо приводит к ответному действию или возмездию, причем более сильному, чем первоначальное.

🕊Толерантность – путь к миру в обществе🕊

☁На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения. Но когда его объектами выступают дети, главная нагрузка и ответственность в работе с ними ложиться на образовательную среду, на педагогов. Им в этом деле необходимы:
▪Информация о воспитания толерантности
▪Представление о возможных средствах, технологиях воспитания
▪Толерантность необходима и самому педагогу

☁Толерантность – профессионально необходимое личное качество педагога, диктуемое задачами, содержанием и характером его деятельности. Проблема осложняется тем, что это качество связано с взаимоотношениями не только с детьми (они уже сами по себе весьма непросты), но и с взрослыми. Едва ли не самый трудный для педагога «участок» — толерантность в отношениях с родителями.

☁В последние годы эта среда становится все более требовательной. Нередки ситуации противостояния, непонимания. Но часто родители не вольны в выборе образовательного учреждения, дети в выборе вообще не участвуют, так и педагог не выбирает пап, мам и детей. Зачастую приходится приноравливаться, терпеть, дабы сосуществовать.
Чтобы избежать и преодолеть столкновение авторитетов, приходиться сдерживать эмоции, общаясь с «трудными» для себя родителями, щадить родительское самолюбие при публичных и индивидуальных характеристиках детей, полнее информировать родителей о различных сторонах жизни ребенка в коллективе. Именно так создается основание обоюдной толерантности.

Быть толерантным важно!
♦Толерантность призывает спокойно воспринимать любое действие, несовпадающее с нашими правилами, идеями и верой. Её можно сравнить с милосердием и снисхождением. Толерантность соединяет в себе общепринятые смыслы и ценности, исповедуемые посторонним человеком, но при этом собственный внутренний мир осознается и воспринимается все с теми же чувствами. Именно обладание толерантностью может помочь человеку стойко выдержать любые конфликтные ситуации, а также напряжения, которые неизменно при этом присутствуют.
💭Практически любой человек способен интуитивно отличать хорошее поведение от дурною, но это качество человека не является врожденным, оно формируется в процессе практического общения людей и выражает исторический опыт коллективных и индивидуальных представлений, чувств и установок. ◾В связи с этим толерантность формируется в межкультурном общении, в котором происходит воспитание чувства уважения к другим народам, их традициям, ценностям и достижениям, осознание непохожести и принятие всего этнического и культурного многообразия мира.
▫Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям. Душевно здоровой и развитой личности не нужно самоутверждаться тем, чтобы унижать кого-то другого, и уважение к тем, что живет по-своему, по-другому, не мешая жить другим — естественное качество разумного человека.
◾Толерантная личность — это человек, хорошо знающий себя и признающий других. Проявление сочувствия, сострадания — важнейшая ценность толерантного общества и черта толерантного человека, обладающего чувством эмпатии. А кому, как не будущим педагогам, нужно стремиться развивать в себе эти качества. Попадая на новое рабочее место, попадая в коллектив детей, нужно помнить о том, что все люди разные и принимать их нужно такими, какие они есть, не осуждая их интересов, религиозных и ценностных взглядов.

Как быть толерантным ?
🔔В данном случае начинать менять мир к лучшему лучше с самого себя, научившись быть терпимее и лояльнее к мыслям и желаниям других людей. То есть развить в себе азы толерантности.

🔹Научиться быть терпимее можно и сначала стоит допустить вероятность того, что человек вправе мыслить так, как он считает необходимым, даже если его понимание вещей не совпадает с всеобщим мнением. Не стоит наивно предполагать, что своя точка зрения единственно верная, поскольку этот путь ведет к развитию эгоизма и самоуверенности. 🔹Не стоить делить мир на белое и черное, старайтесь адекватно воспринимать разногласия. Не следует сразу отметать то, что видится далеким и непонятным. Всегда давайте себе шанс познакомиться с новой информацией и уж только потом принимайте решение. Часто истина скрывается там, где мы меньше всего ожидаем ее найти.

▫Примите тот факт, что все люди разные, но каждый имеет право на свое мнение. Однако это не означает, что человек плохой или глупый, он просто мыслит иначе, воспитывался в другой социальной среде и так далее. ▪Не стоит воспринимать каждую новую мысль, как оскорбление собственных устоев или понятий. Всегда давайте возможность человеку высказаться и привести аргументы в защиту своего видения ситуации. ◼Конфликты не приводят к добру, поэтому если есть уверенность в истинности собственных утверждений, то постарайтесь привести как можно больше аргументов в свою пользу.

◽Избегайте определенных ярлыков и сплетен, всегда формируйте собственное мнение на основании фактов и реальных событий. Не стоит относиться к кому-то или чему-то предвзято, не разобравшись в сути вопроса. Всегда старайтесь поставить себя на место человека, к которому предъявляются претензии, ведь не всегда мы делаем правильный выбор.

🔲Толерантность – это умение слушать и слышать. Это шанс на лучшую жизнь, где всегда есть место уважению, пониманию и доброте. Это путь к счастью и гармонии с миром и самим собой.

😊Толерантность как проблема воспитания 😊
📌В основе процесса воспитания заложена идея добровольно, осознанно выбираемого отношения к поведению и поступкам другого, т.е. толерантность. В этом случае толерантность предполагает терпение более сильного, опытного (воспитателя) к более слабому (воспитаннику), что включает умение управлять своим собственным поведением и обучение воспитанника с помощью «образа» или «образца своего поведения».
📌Воспитание как процесс взаимодействия, а не воздействия сопряжен с толерантностью ‒ с терпением и терпимостью, но не всего, что угодно, а лишь того, что дает пищу для размышления и развития. Это обучение таким способам поведения и реагирования, которые не наносят вреда другому, которые учитывают этого другого.
Однажды в Германии одному человеку довелось общаться и жить в доме вместе с другим человеком, который проявил огромную доброту, бескорыстие, но когда он неверно воспользовался водой в душе, очень тактично и тонко поправлял ошибку. Эта ситуация запомнилась ему, но оставила в недоумении. Дождавшись удобного момента, он задал вопрос о том, почему ему приходится экономить воду, будучи столь богатым человеком?
📌Он ответил очень ясно и убежденно, что запасы пресной воды на планете ограничены и если каждый из нас не будет заниматься самоограничением, это скажется на качестве жизни других людей. «Ведь кому-то может не хватить, если я что-то использую чрезмерно».
📌Думаю, что он преподал хороший урок. Во всяком случае, хочу сказать, что, размышляя над этим, я все больше начинала понимать, что значит стимулировать процесс осознания, дав образец собственного поведения.

☺Воспитание толерантности через образцы нравственных поступков
Для воспитания толерантности необходимы люди, готовые увлечь за собой собственным примером. О том, что обществу необходимы образцы для подражания, которые будут стимулировать не только мысли, но и действия, поступки, пишет Ю.А. Шрейдер: «Без человеческих образцов высшей нравственности не возникает элементарное просвещение, а сохраняющиеся устои подвергаются размыванию временем…
☺Точно так же мораль не может сохраниться в обществе, где отсутствуют абсолютные моральные ориентиры и подвижники, готовые идти на жертву ради следования этим ориентирам. В таком обществе и элементарная порядочность становится редчайшим явлением».
Сам термин «толерантность» как дозволение, уступка сначала только в вопросе религиозной свободы, как допущение иного появляется в Европе уже во второй половине XVI века, хотя этому предшествовал значительный по времени этап вызревания и осознания феномена толерантности.
☺Модель толерантных отношений как взаимная свобода и уважение человеческого достоинства
Моделью толерантных отношений в современном понимании, по мнению французского исследователя М. Конша, является такое сообщество, в котором господствуют интеллектуальная свобода и абсолютная терпимость к любому мнению. Толерантность ‒ «…это взаимная свобода, которую люди используют, чтобы верить и говорить то, что им кажется истиной, таким образом, что выражение каждым своих верований и мнений не несет никакого насилия, но, напротив, совместно с сущностью мира». Оно включает уважение человеческого достоинства, которое не допускает рассмотрения человека в качестве средства.
🤝🏻Толерантность ‒ культура диалога 🤝🏻
✏Феномен толерантности в российском понимании ✏
✅По мнению некоторых отечественных ученых, российскому мышлению сам феномен толерантности остается в значительной мере чуждым вплоть до нашего времени. Как считает И.В. Цветкова: «Наше мышление характеризует скорее полярность, категоричность, нетерпимость».
✅Проявления нетерпимости или интолерантности современные западные мыслители усматривают, прежде всего, в неравенстве, которое «базируется на исключительной ценности собственных мнений, противопоставляемых тому, что другой человек может думать, верить, делать».
✅Анализ отечественных словарей последних десятилетий свидетельствует о том, что понятие толерантность (терпимость) в его психологическом ракурсе практически отсутствует. В энциклопедическом словаре выделяют три основных аспекта толерантности: медицинский, который связывает его с иммунологией и трансплантацией. При пересадке органов и тканей возникает иммунологическое состояние, при котором организм не способен синтезировать антитела в ответ на введение определенного антигена, при сохранении иммунной реактивности к другим антигенам. Физиологический аспект толерантности вскрывает способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды. Философско-психологический аспект рассматривает толерантность как терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
✅Трактуя толерантность как отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию, психологические словари отражают скорее лишь его психофизиологический аспект, например. Толерантность к тревоге проявляется в повышении порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию, а внешне это проявляется в выдержке, самообладании, способности длительно выносить неблагоприятные воздействия без снижения адаптивных возможностей. Толерантность, как признание прав другого и, тем самым, обретение дружелюбия, миролюбия и способности воспринимать другого как себе подобного, равного, претендующего на понимание, сочувствие, принятие, а не как чужеродного, требующего отторжения. Любовь ‒ это уже несколько иной ракурс рассмотрения.

Толерантность в структуре личности: что и как воспитывать?
👣В русском языке слово «терпимость» благодаря своей страдательной форме оказывается в одном ряду с такими словами, как уязвимость, ранимость или возбудимость, что само по себе задает определенный психолого-педагогический ракурс рассмотрения проблемы толерантного воспитания и настраивает на то, что под толерантностью в структуре личности мы вправе иметь в виду не столько убеждение или активную жизненную позицию, сколько психологическое качество индивида.
👣При рассмотрении проблемы воспитания толерантности целесообразно удерживать указанное различие между социогенными и психогенными элементами личности, между убеждениями, знаниями норм поведения с одной стороны и личными психологическими качествами, позволяющими осуществить толерантное поведение – с другой. Побуждения, мотивации, устремления, выполняют, по всей видимости, в этой схеме функцию связки двух элементов. В.А. Петровский трактовал обучение как создание фонда «могу», а воспитание – как создание фонда «хочу».
👣Воспитание толерантности предстанет в этом случае как решение двух разных, но взаимосвязанных педагогических задач: а) воспитания желания и б) развития способности быть толерантным.
👣Превращение толерантности в убеждение и, далее, в побудительный мотив поведения, должно начинаться с утверждения толерантности в качестве ценности или поведенческой нормы. Однако уже на этом первом этапе воспитания возникают трудные этико-педагогические проблемы. Во-первых, очевидно, что эта ценность не может существовать самостоятельно, в отрыве от других составляющих аксиологической системы. Она не содержит в себе обоснования необходимости быть нетерпимым к нетерпимости, насилию, открытому злодейству.
👣Для того чтобы избежать самоотрицания и превращения в фактор эскалации насилия, толерантность требует самоограничения, но обосновать это самоограничение можно только с помощью некоторой метаидеи. Наиболее уязвимым в концепции толерантности, таким образом, оказывается то же, что и в концепции плюрализма: признание самой толерантности или ассоциированной с ней метаидеи универсальной ценностью чревато этическим абсолютизмом.
❗Рубрика интересно знать ❗
Студенческая пора — это лучшее время для того, чтобы освоить новые навыки и сделать первые шаги во «взрослую» жизнь. 4 лучшее книги для студентов.
🌈1. Психология, Пол Клейман
Хотите погрузиться в мир психологии, но не знаете, с чего начать? Эта книга в непринуждённой манере проведет вас по истории увлекательной науки. Вы познакомитесь с биографией Зигмунда Фрейда, Германа Роршаха, Курта Левина и их научными трудами. Познакомьтесь с интереснейшей наукой!
🌈2. Аристотель для всех, Мортимер Адлер
С трудами культового древнегреческого философа теперь можно ознакомиться в доступном формате. Автор книги, американский философ Мортимер Адлер простым и понятным языком объясняет основные идеи Аристотеля. Начните погружение в философию с этой книги.
🌈3. Магия чисел, Артур Бенджамин, Майкл Шермер.
Знаете ли вы, что каждый из нас может проводить в уме сложнейшие операции − умножать, делить, отнимать, возводить в степень. Чтобы делать это быстро, достаточно выучить несколько несложных приёмов, описанных в книге. Попробуйте сами!
🌈4. Скорочтение, Питер Камп
Умение быстро считывать и анализировать информацию − полезный навык, который пригодится в любой ситуации. Специалист по скорочтению Питер Камп всего за несколько недель научит вас быстрее читать, лучше понимать текст, запоминать и воспроизводить больше информации.

🗣Приемы воспитания толерантности 🗣
Приёмы воспитания – это педагогически оформленные действия, посредством которых на поведение которых на поведение и позиции обучаемого оказываются внешние побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение, в результате чего активизируются резервные возможности человека и он начинает действовать определённым образом.
Можно выделить три группы приёмов воспитания толерантности.
Первая группа приёмов связана с организацией деятельности детей в классе.
☝🏻Приём «Эстафета». Педагог так организует деятельность, чтобы взаимодействовали учащиеся разных групп.
Приём «Взаимопомощь». Педагог так организует деятельность, чтобы от помощи друга зависел успех общего дела.
Приём «Акцент на лучшее». Педагог в разговор с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна и опираться на конкретные факты.
☝🏻Приём «Ломка стереотипов». Во время беседы педагог стремится к тому, чтобы дети поняли, чтобы дети поняли, что не всегда правильным может быть общественное мнение. Начать такой разговор можно с примера, как ошибается зал, подсказывая во время игры «Кто хочет стать миллионером».
☝🏻Приём «Истории про себя». Применяется тогда, когда педагог хочет, чтобы дети лучше были информированы друг о друге и лучше поняли друг друга. Каждый может сочинить историю про себя и попросить друзей её проиграть.
☝🏻Приём «Общаться по правилам». На период выполнения того или иного задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения.
☝🏻Приём «Общее мнение». Учащиеся «по цепочке» высказываются на тему отношений с различными группами людей: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют.
✅4 отличных правил для правильного и продуктивного дня от Бенджамина Франклина ✅
📌1. Создайте простое расписание
Первое, что следует отметить, о ежедневном расписании Франклина, − это его простота. Есть только шесть временных блоков, запланированных на каждый день, и один их этих блоков включает сон.
Вот эти блоки:
− утренняя рутина (умывание, молитва, планирование дня, завтрак);
− работа;
− чтение или просмотр отчетов + обед;
− работа;
− уборка и развлечения + подведение итогов;
− сон.
Все очень просто, сосредоточено на главном и, как следствие, − эффективно. Это расписание не менялось годами и стало своеобразной привычкой.
📌2. Ложитесь спать и просыпайтесь в одно и то же время каждый день
Одна из самых популярных мантр Франклина была такой: «Рано ложиться спать и рано вставать делает человека здоровым, богатым и мудрым». И он вполне следовал своему принципу. Каждый день он ложился спать в 10 вечера и вставал в 5 утра. В общей сложности, 7 часов. Кстати, это соответствует современным рекомендациям по здоровому сну.
📌3. Проведите время в одиночестве
Вскоре после пробуждения Франклин принимал душ, а затем обращался к духовной практике. Другими словами, он проводил время в молитве или медитации. Эта ежедневная привычка к одиночеству давала ему необходимую ясность и сосредоточенность, чтобы планировать день и следовать своему расписанию.
📌4. Установите несколько приоритетов на день
Каждое утро, перед тем как браться за работу, Франклин излагал свое главное намерение на день. Он задавал себе простой вопрос: «Что хорошего должен сделать в этот день?»
Также, он выбирал одну из добродетелей, на которой нужно сосредоточиться в этот день. А затем создавал конкретный план действий, позволяющий достичь поставленных целей.

👍🏻Нравственные ценности как условие сохранения толерантности в молодежной среде 👍🏻
☺В связи с возрождением в современном Дагестане религиозных ценностей и возрастанием общей религиозности населения Дагестана, особую актуальность приобретает вопрос о влиянии религии на процесс формирования самосознания человека, которое является неотъемлемой частью его личности.
☺Особый интерес к данной проблеме вызывает участившиеся события, связанные с религиозным экстремизмом и терроризмом, жертвами которых становятся невинные люди. Главным же средством восстановления духовного, нравственного, интеллектуального потенциала народа является возрождение системы духовно-нравственного воспитания основанного на национальных, культурных, религиозных традициях.
☺Через средства массовой информации, общественные учреждения и организации мы должны активно пропагандировать высокие нравственные ценности, такие как любовь к родному краю, трудолюбие, умеренность, мужество, верность слову, уважительное отношения к старшим, учителям, женщинам, чувство ответственности, справедливости, этническую и религиозную терпимость, что немаловажно, для сохранения единства народов, укрепление межэтнических отношений в поликонфессиональной среде, что обеспечит целостность народов Дагестана в общей исторической судьбе России. Это некие идеалы, к которым человечество стремится, непрерывно, но никогда их не достигает. Основу ценностных представлений в религиозных учениях составляют заповеди: возлюби ближнего своего как самого себя, не убий, не кради, не оставляй человека в беде, и мн. др.
🙃3 стильных сериала🙂
🍀1. Острые козырьки (2013 год)
Сериал вызвал волну интереса к английскому стилю начала 20 века. Убедительно показаны образы времени с помощью твида, классических костюмов и головных уборов. Очень достойная картина.
🍀2. Удивительная мисис Мейзел (2017 год)
Этот сериал поднимет настроение! Стиль пятидесятых, великолепные наряды, каждый кадр продуман до мелочей и наполнен яркими красками, плюс ко всему тонкий, искрометный юмор.
🍀3. Аббатсво Даунтон (2010-2015 года)
Великолепная костюмерная картина, отличная музыка и интересная история. Для любителей качественной английской драмы. В сериале есть возможность проследить за ходом истории Англии начала 20 века. За тем, как менялись страна, люди, предубеждения, привычки и конечно же мода.

🖐🏻В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди молодёжи получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, школу. Поэтому, необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания в духе толерантности.
🖐🏻В последнее десятилетие в научно-педагогическую литературу прочно вошел термин «толерантность». В разных языках слово «толерантность» имеет сходное значение и является своеобразным синонимом «терпимости». Основой толерантности является признание права на отличие.
🖐🏻Основные критерии «толерантности» и их показатели можно определить, исходя из определения самого понятия «толерантность» − это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры, нации, религии, социальной среды.
🖐🏻Можно рассматривать толерантность как социальную норму, в которую входят следующие компоненты:
• социальная восприимчивость взаимодействующих субъектов, интерес к особенностям друг друга;
• признание равенства партнёров;
• отказ от доминирования и насилия;
• готовность принять другого таким, какой он есть;
• доверие, умение слушать и выслушивать другого;
• способность к сочувствию, сопереживанию.

☝🏻Толерантность в психологии ☝🏻
💌В психологии термином толерантность называют отсутствие эмоциональной или поведенческой реакции на определенный неблагоприятный фактор. Важно не путать её с адаптацией, которая проявляется в нахождении способа взаимодействия, позволяющего минимизировать негативное воздействие. Толерантность проявляется не в подстройке ответной реакции, а в значительном снижении порога реагирования.
💌К примеру, разные люди по-разному реагируют на повышение голоса в общении. Кто-то не готов терпеть, чтобы на него кричали. А кто-то совершенно равнодушен к крику и никак на него не реагирует. В таком случае говорят о толерантности к данному раздражителю. Она может формироваться как неосознанно, так и сознательно, если человек понимает, что для него важно приспособиться к определенным условиям жизни.
💌Для чего нужна толерантность?
В 21 веке жизнь человечества кардинально поменялась. Сегодня мир открыт, как никогда раньше, и с каждым годом он становится ещё более открытым. Толерантность необходима для того, чтобы улучшить взаимопонимание между разными нациями, усилить взаимовыгодное сотрудничество между странами и ещё сильнее ускорить развитие человечества.
💌Понимание того, что всё люди имеют право на собственное мировоззрение, позволит избежать серьезных конфликтов в будущем. При этом никто не обязан терпимо относиться к взглядам, идеям и действиям, которые несут очевидную угрозу для других людей. Суть толерантного общества заключается в том, чтобы обеспечить максимальное равноправие и полную безопасность всем. Поэтому, вопреки опасениям всевозможных критиков, толерантность не подразумевает терпимого отношения к различным проявлениям зла.

🐰Плюсы толерантности:
• помогает быть гуманным;
• учит преодолевать страхи через эффективную коммуникацию с другими непохожими людьми;
• вырабатывает правильное понимание разного самовыражения людей с их привычками, характером, мировоззрением и укладом жизни;
• способствует личностному и общественному развитию через передачу опыта и знаний, путем взаимодействия среди как отдельных людей, так и наций в целом.
🐰Минусы толерантности:
• под видом толерантности манипуляции сознанием людей, прикрытые благими намерениями;
• тонкая грань между действительно терпимостью и рабским терпением, в ущерб личности;
• подмена истинных понятий и ценностей ложными, посредством социальных технологий;
• толерантность некоторыми воспринимается как равнодушие, нежелание воспринимать и бороться.

💢Ролевая модель 💢
♻В детстве, человека создает то, что он не в силах контролировать. Сначала – родители или опекуны, которые воспитывают ребенка, как умеют. Школы по обучению родителей нет, поэтому они вкладывают ребенка то, что считают нужным. Потом – школа и окружение, в том числе, друзья ребенка, друзья родителей, близкие и дальние родственники. Когда человек маленький, он не осознает, из чего складываются привычки, симпатии и антипатии, характер. Эти важные вещи формируются стихийно. Но, когда человек взрослеет, понимания становится больше. И потребностей в определенных навыках тоже. Так, человек учится тому, что называется самовоспитанием. И это то, что возможно контролировать.
♻Чтобы воспитать себя, нужно определиться с тем, чего хочется. Так, повзрослевшие люди, которые хотят научиться петь, идут в вокальную студию. Люди, которые хотят стать автогонщиками, учатся водить машину. И дальше по списку. Но есть то, чему научиться сложнее всего – быть человеком, которым хочется быть. Здесь возникает потребность в ролевой модели.
♻Большая удача, если ролевая модель появляется в детстве в лице родителя, учителя, кумира. Но бывает, что этого не происходит. Тогда, образ будущего себя приходится искать. Может, подойдет дядя Петя из соседнего подъезда. Может, Натали Портман. И тот, и тот вариант хорош, если при выборе опираться не только на внешнюю привлекательность этих людей, но и на их успешность, ум и личностную состоятельность. Ролевая модель – человек, на которого хочется быть похожим в поступках и устремлениях. Их может быть несколько. Бывает, ролевой моделью становится выдуманный персонаж. Это не важно. Важно выбирать того, кто находится на ступень выше, кто достиг чего-то важного, кого можно назвать, если не кумиром, то ориентиром.
♻Чтобы лучше понять того, на кого хочется быть похожим, можно попробовать пообщаться с этим человеком. Написать ему на фейсбуке, прочитать его книгу, посмотреть интервью с ним. Так, лучше узнавая других, возможно лучше узнать себя. Главное – не забывать, что все мы неидеальные люди, чтобы избежать ненужных разочарований.
Ролевой модели может и не быть. Тогда, человек сам становится для себя кумиром, воображая идеальный образ будущего себя. В любом случае, цель будет достигнута, если прикладывать для этого достаточно усилий. Удачи в саморазвитии!

В прошлом столетии слово «толерантность» вошло во многие словари общеупотребительной лексики и все толкования сходятся в том, что это, в первую очередь, терпимость. Несмотря на кажущуюся простоту, проблема толерантности, как и другие этические проблемы, гораздо сложнее. Абсолютной истиной в данном вопросе выступает, разве что, только право человека в любой точке полушария на физическое существование и культурное развитие. Первоначально понятие «толерантности» и означало принятие «инаковости» человека другой нации, культуры, вероисповедания.
♻Русский философ В. А. Лекторский выделил 4 возможных понимания толерантности:
• как безразличие к существованию других наций, мировоззрений, вероисповеданий и так далее;
• как невозможность достижения понимания, а значит и взаимодействия;
• как снисхождение; лучше всего это понимание демонстрирует формула «признаю существование другой системы ценностей, но есть моя и она ближе к истине»;
• как расширение собственных границ, диалог и сотрудничество.
♻На последнем значении остановимся подробней. Другой русский философ, М. М. Бахтин, заострил внимание на диалогичности, каждому человеку путь к миру и гармонии. Сознание человека изначально диалогично (взять хотя бы моменты, когда мы ругаем или хвалим сами себя), открыто сознанию другого человека. Античный диспут не начинался до тех пор, пока каждый участник не пересказывал позицию оппонента и последний не соглашался. Люди обладают языком – блестящим инструментом освоения не только окружающей действительности, но и понимания. Вполне возможно, что именно благодаря нему мы можем поставить себя в позицию другого. Именно это стремление породило искусство и философию.
♻Вячеслав Кантор выразил убеждение, что «только на синтезе толерантности и безопасности можно получать синергию» .
Через такое общение человек не может потерять идентичность, но делает свой мир больше через инобытие. Только постоянные коммуникации с сознанием другого, активное стремление понять его может называться толерантностью и занимать своё почётное место в системе непреложных моральных ценностей.

Толерантность как альтернативный, защитный механизм.
Классически принято считать что защитные механизмы хозяина против инфекции (в этом тексте хозяин будет подразумевать животное и/или человека) традиционно считаются иммунными, которые нацелены на опознавание и уничтожение внедрившихся патогенов. Но если брать другие организмы такие как растения то уже на протяжении многих лет известно что некоторые растения имеют способность «терпеть» в своём организме патогены, не уничтожая их с одной стороны и продолжая свою жизнедеятельность с другой стороны. Тем самым утверждая что в мире живых существ в ходе эволюционного развития существуют различные механизмы и стратегии которые нацелены на защиту хозяина от инфекционных заболеваний. Все эти тактики можно разделить на 3 группы:
✅1) Уклонение − это стратегия нацеленная на изменение поведения хозяина таким образом чтобы минимизировать контакт с патогеном и тем самым не быть инфицированным. Обычно этот вид защиты использует органы обоняния и вкусовые рецепторы. Возьмём классический пример, испорченная еда, это результат жизнедеятельности различных микробов которые вредны для нашего организма. Системы обоняния и вкуса распознают плохой продукт, благодаря соответственно плохому запаху и вкусу продукта, вы уклоняетесь его потреблять чтобы не заболеть.
✅2) Резистентность − это стратегия которая нацелена на уничтожение внедрившегося патогена. Резистентность это функция иммунной системы, которая детектирует, нейтрализует и уничтожает или выводит (как в случае с гельминтами) патогены из хозяина. Клетки врождённого и приобретённого иммунитета несут свой вклад на способность организма к резистентности патогена. Резистентность (в данном случае иммунорезистентность) часто идёт параллельно повреждению родной ткани. Так например, микробы индуцируют нейтрофилы высвобождать миелопероксидазу которая обладает хорошим бактерицидным действием но в тоже время миелопероксидаза это сильный окислитель который может убить не только бактерию но и родную клетку что при высокой концентрации приводит к иммунопатологии. И здесь идёт постоянный трейдинг в плане «результат оправдывает средства или нет?».
✅3) Толерантность − это стратегия при которой хозяин использует механизмы нацеленные на защиту своих органов жизнедеятельности и/или тканей от патологического воздействия инфекции но при этом не влияя на уровень патогенов в организме. Стоит различать толерантность к болезни и иммунотолерантность, толерантность к инфекционной болезни подразумевает приспособление клеток ткани к токсинам и другим вирулентным факторам которые экспрессируются непосредственно патогеном, когда как иммунотолерантность нацелена на нейтрализацию негативного эффекта иммунной системы в ответ на присутствие патогена или чужеродного антигенa.

Закон толерантности Шелфорда был сформулирован в 1913 году. Именно он стал важнейшим законом в экологии.
👏🏻В настоящее время используется следующая трактовка: существование экосистемы или экологического вида характеризуется лимитирующими факторами, которые находятся как в минимуме, так и в максимуме. Толерантностью называют способность организма либо экосистемы переносить неблагоприятное воздействие какого-то фактора среды. Закон толерантности Шелфорда существенно расширяет возможности закона минимума, сформулированного Либихом.
Революционность рассматриваемого закона состоит в том, что не только незначительное воздействие отдельного фактора (питания, света, воды) негативно воздействует на организм. Шелфорду удалось доказать, что вред представляет и избыток влияния отдельного фактора. Ему удалось выяснить, что в экологической системе существовать организм может лишь в пределах толерантности — от минимума до максимума.
👏🏻Если фактор принимает показатель ниже минимального, то организму грозит гибель (закон Либиха). Закон толерантности поясняет, что и при максимальных показателях он также гибнет.

🗣Толера́нтность — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением.
🗣Попустительство — снисходительное отношение к совершаемым противозаконным действиям или преступлениям, позволение, допущение чего-то такого, что не должно быть разрешено ( толковый словарь Ушакова). То есть, когда идёт речь о попустительстве, речь идёт о чём-то именно плохом.
🗣При определении толерантности речь идёт о том, что в общем понимании не является «плохим», то есть (вспомним вышеописанные три уровня) не препятствует человеку получать свои приятности, не сокращает жизнь и богатство социума, не вредит человечеству в целом. При этом оно не обязательно является «хорошим» — скорее, нейтральным. И если оно уязвляет какие-то чувства, то уязвляет субъективно, без достаточных на то оснований, а лишь в силу известного предубеждения.
⁉Теперь определимся с противоположным понятием, с интолерантностью.
🗣Например, мы не хотим терпеть рядом человека, представляющегося нам опасным, даже если он объективно не опасен. Это вариант невежественного предубеждения против определённых групп лиц. Ну, скажем, кто-то боится негров. Или геев. Или ампутантов. Или же мы не хотим терпеть поведение человека, которое кажется нам неправильным, хотя никто не устанавливал общих критериев этой правильности и не ставил нас на службу отслеживания их соблюдения.
Интолерантность − несклонность к компромиссу; нетерпимость, агрессивность, деструктивность.
🗣Интолерантность имеет в своей основе чувство превосходства над другим или другими, подразумевает негативные, агрессивные проявления, направленные против кого-то, чей образ жизни, взгляды, личностные или культурные особенности вызывают неприязнь. Интолерантная личность считает себя лучше, выше, разумнее тех, против кого направлено проявление их нетерпимости и, соответственно, узурпирует себе право регулировать чьё-то поведение различными силовыми методами.

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА КАК ГРАНИЦЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ
❗Проблема толерантности приобретает актуальный характер в условиях отсутствия должного правового и морального регулирования, систематических нарушений прав человека.
Как ценность гражданского общества толерантностьсклады­вается в связи с конфессиональным расколом в Европе и поначалу несло ограниченную смысловую нагрузку — оно понималось как терпимость к иным религиозным верованиям.
❗ В последствии, когда правительства стали издавать декреты о толерантности, предписывающие толерантное поведение в отношении религиозных меньшинств, толерантность постепенно становится правовым понятием. С середины ХХ ст. толерантность становится объектом внимания международных организаций. На 28-й сессии ЮНЕСКО в ноябре 1995 г. была принята «Декларация принципов толерантности» — документ, определяющий главные ориентиры для государств в деле формирования толерантных отношений в обществе.
❗В ней не только провозглашаются принципы сосуществования многообразных культур в современном и будущем мире, но и указаны пути реализации этих принципов. Тем не менее, в Украине до сих нет ни одного нормативно-правового акта и целевых министерских программ, посвященных воспитанию молодежи в духе толерантности, веротерпимости, налаживанию межэтнического и межконфессионального диалога, профилактике национальной, расовой и религиозной неприязни. Представляется также неудовлетворительной работа министерства, вузов по адаптации иностранных студентов.

👥Педагогика толерантности
Обучение конструктивному регулированию конфликтов и воспитание установок на их ненасильственное разрешение в постепенно входит в образование. Происходит это в общем контексте формирования толерантного сознания. В отечественной педагогике и практике идеи толерантности реализуются в педагогике сотрудничества, педагогике переживания, диалоговой педагогике, педагогике успеха и др. существуют разные понимания педагогики толерантности:
✅‒ она понимается как объединительный принцип всех прогрессивных педагогов, выступающих за права человека в образовательных учреждениях, ненасильственно разрешающих противоречия и конфликты в образовании, не приемлющих различных форм агрессии в организациях образовательной среды;
✅‒ самостоятельное направление, организуемое рядом принципов: во-первых, определение методической базы терпимости и толерантности, где раскрывается суть терпимости и толерантности как гуманистические ценности, во-вторых, рассматриваются суть терпимости и толерантности, психологические условия их развития, определяются принципы терпимого и толерантного взаимодействия.

👀О природе толерантности и нетерпимости👀
💟Ключевым моментом в природе толерантности и в возможности ее осуществления является характер субъекта толерантности. Кто способен на толерантность как установку и как действие? Только образованные интеллектуалы, материально благополучные и те, кто обладает влиянием и властью, или здесь нет жесткой корреляции? Что такое толерантная личность и какие условия ее производят? Один из видных специалистов по данной проблеме так сформулировала необходимое интеллектуальное условие толерантности: «субъект толерантности должен достичь минимального предела умственной эволюции, которая позволяет биологически оформить концепт предполагаемого объекта толерантности». Это означает, что толерантный субъект не может быть примитивной личностью, но это совсем не означает, что интеллектуальность усиливает и гарантирует толерантность.
💟Нетерпимость, особенно в ее наиболее изощренных и доктринальных формах, чаще всего является результатом усилий интеллектуалов. Они же обеспечивают эмоциональную мобилизацию, производя риторику ненависти и поставляя рациональные аргументы для разных форм нетерпимости, включая насилие.
💟Поверхностные сочинения интеллектуалов и декларации политиков часто примитивизируют проблему толерантности, объявляя последнюю неким всеобщим свойством культуры одной какой-либо группы или народа, как бы распространяя это свойство на всех представителей этой группы и отказывая в таком же свойстве другим.
💟 Серьезная наука не установила факта толерантности одного народа и нетолерантности другого и не может разделять внешне привлекательную риторику о «традиционно русской» или «традиционно якутской» толерантности. Толерантность — это не врожденное групповое или индивидуальное свойство, а постоянное и направленное усилие на конструирование и осуществление определенных личностных и общественных ценностей и норм поведения. Общественная толерантность есть сумма индивидуальных толерантностей, когда личность культивирует в себе установку на самоограничение, согласие и сотрудничество и когда общество всячески поощряет эту установку, особенно через образование и целенаправленную педагогику толерантности.